03.02.2021, 09:57
День воинской славы: полное снятие блокады Ленинграда
77 лет назад, 27 января 1944 года, Ленинград был полностью освобождён от вражеской блокады.
Благодаря беспримерному мужеству советских солдат, защитников и жителей города победа в Великой Отечественной войне стала заметно ближе, а Ленинград, наконец, смог вздохнуть полной грудью.
Но цена Победы была слишком страшной: блокада стоила Ленинграду более полутора миллиона жизней мирных жителей. За свой великий подвиг и в память об огромных жертвах город ещё в годы Великой отечественной войны был удостоен звания «Город-герой».
Среди жителей Заволжска и Заволжского района были те, кто принимал участие в освобождении города от блокады. Сохранились их воспоминания о тех днях.
Сергей Николаевич Зимин в 1942 году вместе с земляками-ивановцами был направлен под Ленинград. Потеряв всякую надежду захватить город, фашисты намерены были задушить его защитников и жителей голодом, устроив блокаду.
Станция Васкелово, куда прибыли ивановцы, считалась передним краем обороны города. Враг обстреливал ее из орудий, делал попытки взять ее штурмом. Артиллерист С.Н. Зимин вместе со своими товарищами тоже были начеку. Отвечали из своих орудий ударом на каждый удар немцев. А иногда артиллеристам самим приходилось брать в руки автоматы, винтовки и гранаты, участвовать в отражении фашистских атак.
Немало хлопот в этих местах доставляли нашим бойцам и снайперы - «кукушки», которые устраивали «гнезда» на деревьях, стреляли оттуда не только из винтовок, но и из пулеметов. Заволжцу С. Зимину вместе с товарищами удалось найти ряд таких «гнезд» и уничтожить их.
Свою первую награду - медаль «За отвагу» он получил за смелость и находчивость при тушении пожара, который возник в результате попадания фашистского снаряда в место складирования боеприпасов. Огонь с минуты на минуту готов был перекинуться на артиллерийские снаряды, и тогда было бы не миновать больших потерь в живой силе и технике. Благодаря умелым и оперативным действиям, беду нашим воинам удалось предотвратить. В числе этих находчивых бойцов был С. Зимин.
Вспоминал М.В. Геврасов: «Мне в прорыве блокады [в 1943 году] до конца участвовать не пришлось. В первые дни был ранен осколком и пролежал два месяца в госпитале.
После выздоровления опять попал под Синявино, но уже на полное снятие блокады. Наступать здесь было трудно. Места болотистые, топкие. Много там полегло наших, но и немцам досталось. Велика была роль в снятии блокады гвардейских минометов – «катюш». Их было много. Как дали залп, так словно тысячи змей зашипели и полились огненными трассами на врага. Они поднимали у бойцов настроение. С ними наступать было веселей.
К исходу 27 января 1944 года гитлеровцев отбросили от Ленинграда на 60-100 километров. Была окончательно снята вражеская блокада. Но мне опять до конца снятия блокады участвовать в боях не пришлось: получил пулевое ранение в синявинских болотах.
Поскольку ранение не было тяжелым, лечили в госпитале в городе Боровичи Ленинградской области. После госпиталя попал в запасной полк. Направили обучаться на курсы младших командиров.
День Победы встретил в Германии. Радости не было предела. А война никогда не забудется, тем более блокада Ленинграда».
Вспоминал И.М. Тихонов: «Пришлось участвовать в тяжелых боях на Ленинградском фронте, особенно в районе Синявино. Мы отвлекли тогда на себя часть вражеских дивизий и этим внесли весомый вклад в стратегические планы нашего фронта. Незабываемым навсегда остался и день 16 января 44-го года, когда нашим войскам был дан приказ освободить Ленинградскую область от захватчиков. Ровно в 8 часов утра началась артподготовка. Без перерыва в течение двух часов извергали наши орудия огонь по врагу. После нее наш 30-й Гвардейский корпус первым пошел на прорыв вражеской обороны и освободил деревню Хумоляни, Воронью Гору, Петергоф, Гатчину и другие пункты.
Пытались перейти реку Нарву, но тогда это сделать не удалось. Нам дали приказ наступать в другом направлении на Прибалтику. Освободили ряд городов, недалеко от Пярну я был тяжело ранен. Лечился в госпитале, а потом вернулся на свой родной химзавод».
Вспоминает А.В. Соколова: «В 1942 году я получила повестку из военкомата, в которой мне, восемнадцатилетней девушке, предлагалось прибыть на призывной пункт…
Прибыли в Ленинград… меня зачислили в казарму младших командиров сапёрно-минёрных войск…
Работа сложная и опасная. Не зря говорят, что минёр ошибается один раз в жизни. Погибло, конечно, немало наших девчат-минёров.
Мин в земле много осталось после прорыва блокады и полного освобождения Ленинграда из вражеского кольца. Опасность была большая. Вынимали не только из земли, но и из-под снега, пользовались для обнаружения миноискателями. Одновременно угадывали и каким-то своим чувством их местонахождение. Особенно запомнился день, когда с подругой-москвичкой поручили разминировать пирс. Сняли мин здесь немало, но уходить не хотелось. Чувство подсказывало, что ещё где-то осталось. Продолжали ходить и обследовать всё вокруг. И вдруг заметили маленькую дощечку с пятью проводками. По этим проводкам и добрались до места, где они были зарыты. Поняли, что мины эти огневого действия и могут взорваться, если к проводкам поднести огонь. Обезвреживать их уже было не страшно. Но если бы они взорвались, то вход в пирс кораблям был бы закрыт…».
Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда останутся символом отваги, стойкости, величия духа и любви к Родине. Мы всегда должны помнить о нём. Об этом стихи Ольги Берггольц:
...Сегодня праздник в городе. Сегодня
мы до утра, пожалуй, не уснем.
Так пусть же будет как бы новогодней
и эта ночь, и тосты за столом.
Мы знаем, умудренные войною:
жестоки раны - скоро не пройдут.
Не все сады распустятся весною,
не все людские души оживут.
Мы трудимся безмерно, кропотливо...
Мы так хотим, чтоб, сердце веселя,
воистину была бы ты счастливой,
обитель наша, отчая земля!
И первый тост, воинственный и братский,
до капли, до последнего глотка,-
за вас, солдаты армий ленинградских,
осадою крещенные войска,
за вас, не дрогнувших перед проклятым
сплошным потоком стали и огня...
Гордеева И.И., научный сотрудник музея
А.В. Соколова, фотография 2010 г.