-Градостроительство и
   градостроительное
   зонирование
   »
-Муниципальные закупки »


Заволжские ведомости
-
Улица Мира
Опрос
Проект
СОГАЗ-мед
Госуслуги
Путешествия по России
Проект
GISMETEO: Погода
Городская афиша
Заволжский ГДК:
   20 августа в 18:00
    Мария Космылина
         и ее друзья

           в концерте
  «След во Вселенной»

   25 августа в 17:30
    на площади имени
  Бредихина состоится
     детский праздник
     «Прощай, лето!»
Заволжский музей:
выставка
"Остановка в пути"


"Ф.А. Бредихин:
 жизнь и научная
      деятельность"
- "В мире живописи.
      XX век"
Городская библиотека:
-   выставка вышитых картин    Т.А. Рыбаковой

-Фотовыставка
      Н.И Дудиной

К 30-летию Заволжского городского художественно-краеведческого музея

Работа в Заволжске
Точка зрения
Полезные ссылки
Электронное ЖКХ
Портал госуслуг
Сервер органов власти РФ
Правительство Ивановской области
Ив_обл_Дума
Заволжский район
Ивановская газета
Авангард
Информация Росреестра
Росреестр
Ивановская транспортная прокуратура
Волжский межрегиональный прокурор
Служба судебных приставов
Поможем вместе!
Добрый дом

Авиаконструктор П.А.Соловьев

Павел Соловьев: жизнь на взлете

П.А.СоловьевРусские самолеты принято называть в честь их создателей: Ту – в честь Туполева, Ил – в честь Илюшина, Ан – в честь Антонова. Названия авиационных двигателей обычно не на слуху, их не знают. Но они также гордо носят имена своих конструкторов. Так, пермский двигатель ПС-90А, лучший двигатель в России для дальнемагистральной авиации, назван в честь гениального конструктора Павла Соловьева.

В 2009 году НПО «Сатурн» (Рыбинск) выпустило книгу «Генеральный конструктор П.А.Соловьев. О времени и о себе». С ее страниц звучат слова и мысли великого русского конструктора П.А.Соловьева (1917-1996). Его размышления и воспоминания опубликованы впервые.

Д. АлекиноРассказывает он и о Заволжске 1920-1930-х годов, а точнее, об Алекине, где родился и вырос, о своих родителях, о детстве. Дом Соловьевых до сих пор стоит на улице Дачной, но он сильно перестроен.

Приведем небольшой отрывок из воспоминаний П.А.Соловьева: «Я свою родословную, к сожалению, не знаю по-настоящему. Только деда помню. Дед мой – Андрей Карпеевич Соловьев – был ямщиком. Помню, с такой длинной шевелюрой до плеч, казенный мундир на все виды – на зиму, на лето, на весну, на осень – все казенное одеяние. Гонял тройку почтовую между Костромой и Кинешмой. А родился и жил я в отцовском доме в Алекине. По берегу сосновый бор. Все детство на Волге и в лесу.

РодителиОтец мой, Александр Андреевич Соловьев, был добрейший человек. Работал на фабрике в Кинешме, мать, Мария Степановна, как и он, зимой работала на ткацкой фабрике, а летом занималась сельским хозяйством. У нас в семье мама была командир, она все порядки устанавливала в доме. Порядки обыкновенные, но строгие, в субботу – банный день, никто не имел права его пропустить, если обед, то в определенный час. Она была волевая женщина, но не была какой-то деспотичной, требовала от нас, чтобы послушными мы были. Я с 8 лет уже  во всю в поле батрачил: косил, и сено сгребал, и возил на телеге такие огромные возы. А там ручьи, овраги, и посылали одного! Там взрослеют раньше.

Семья наша была верующая, я крещен. Как родился через две недели меня и окунули в местной церкви. В семье было пятеро детей, кроме меня Николай, Лидия, Виталий и Галина.

П.А.Соловьев в детствеЯ был какой-то не совсем типичный для деревенской жизни. Меня все больше к книжкам тянуло, и все время скандалы были из-за того, что я по ночам читаю. Заберусь на чердак со свечкой. Мне попадало и за то, что я не сплю, и за то, что могу дом сжечь. Учиться в школу я ездил через Волгу, своя лодка была – персональный «мерседес». Каждое утро туда, а после занятий – домой. К осени группировались по три-четыре человека в одну лодку, потому что страшно было. Плывет так называемое сало. Однажды мы вмерзли в лед. Выбились из сил. А по берегу ходят родители, кричат, командуют: отдирайте от лодки доски и с досками добирайтесь до берега. И вот доску отдираешь и сбоку ее под мышку, и если провалился - на этой доске висишь, тебе помогут, вытащат. Так до берега и добрались. Прошло пару дней и снова пошли в школу…»

ДвигательВ 1934 году после окончания 9 классов средней школы П.А.Соловьев поступил учиться в Рыбинский авиационный институт имени С.Орджоникидзе, который окончил с отличием. В апреле 1940 он начал работать в ОКБ -19 (в Перми). В 1948 году он был назначен заместителем главного конструктора, в 1953 – главным конструктором, в 1981 году стал генеральным конструктором. Он возглавлял Пермское конструкторское бюро более 35 лет.

МИГ-31Им была создана уникальная конструкторская школа. Особое место среди разработок пермского КБ  занимает турбореактивный двигатель Д-30Ф6, созданный для истребителя-перехватчика МиГ-31. МиГи состоят на вооружении ПВО с 1980 года. До сих пор самолет имеет непревзойденные высотно-скоростные характеристики. Второй двигатель пермского бюро ПС-90А (аббревиатура Павел Соловьев) является высокоэкономичным и экологически «чистым». Это двигатель настоящего и будущего современной авиации. Этими двигателями оснащаются сегодня  лучшие отечественные самолеты: Ту-204,Ту-214, Ил-76ТД-90, Ил-96. С начала 1990-х годов в Перми на базе авиадвигателей, разработанных под руководством П.А.Соловьева, начинается проектирование и серийное производство газотурбинных установок, а также выпуск на их основе газоперекачивающих агрегатов. Сегодня промышленные модификации этих двигателей широко применяются ведущими нефтегазодобывающими и энергетическими компаниями России.

Самолет ИЛ-76МДЗа большие заслуги в развитии отечественного моторостроения Павлу Александровичу Соловьеву в 1966 году было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он был награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской  революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Он - профессор, доктор технических наук, член-корреспондент Академии наук СССР, награжден знаком «Почетный авиастроитель». Лауреат Ленинской (1978), Государственной (1968) премий, почетный гражданин  города Перми.

П.А.СоловьевП.А.Соловьев скоропостижно скончался 13 октября 1996 года. Его имя носит самый современный российский авиационный двигатель ПС-90А. В Перми в память о нем названа одна из улиц, в сквере у завода установлен бюст. Ему воздвигнут памятник в городе Рыбинске Ярославской области. Многие его конструкторские разработки были воплощены на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне НПО «Сатурн»). Рыбинская Государственная Авиационная Технологическая академия (РГАТА) сегодня носит имя своего выпускника – Павла Александровича Соловьева.

Книга П.А.СоловьеваКак отметил Руководитель НПО «Сатурн» Ю.Ласточкин: «За прошедшие годы произведено более восьми тысяч двигателей, и до сих пор они покупаются, причем покупаются десятками…К сожалению, сегодня в России пока еще не осознают, что люди, подобные Соловьеву, составляют собственно саму Россию, ее каркас, ее прошлое, ее настоящее и будущее. Вот суть Соловьева!  Это феномен, таких людей крайне мало. И сегодня их намного меньше, чем было во времена Павла Александровича. В настоящее время Россия не может претендовать на роль промышленной империи в мире, но, думаю, это дело наживное и со временем появятся новые Соловьевы. Россия обязана быть промышленной страной, развитой страной, потому что слишком велики накопленные знания и слишком умен народ!» К этому только можно добавить, что и наш маленький провинциальный городок вправе гордиться тем, что здесь жил П.А.Соловьев, который очень любил свою родину и любил сюда приезжать.

C.В.Касаткина, директор Заволжского
городского художественно-краеведческого музея

Наверх