Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
Музей приглашает
желающих понаблюдать за
звездным небом
.
Наблюдения проводятся в
безоблачную погоду на
площадке у здания музея
с 20-00.
В ноябре:
1, 2, 3, 8, 9, 10, 11, 16, 17, 18,
19, 24, 25, 26, 27

Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-"НАШ ЗАВОЛЖСК:
    жизнь и история"

    в фотографиях

-"Родимой стороны
    неброская краса"

    (художник
    А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Администрация Заволжского горпоселения

09.11.2017, 08:50      

  Адмирал Невельской, электротехник Бадичев и крейсер Революции

2017 год проходит под знаком большого юбилея - 100-летия двух революций Февральской и Октябрьской. Главным символом Октября  считается крейсер «Аврора». Как известно, 25 октября 1917 года крейсер дал холостой выстрел, ставший сигналом к революционному выступлению в Петрограде. С «Авроры» было передано написанное В.И. Лениным воззвание «К гражданам России!». Интересна история героического корабля, который объединил два имени, связанные с нашим краем.

Геннадий Иванович Невельской начал свою службу на флоте на фрегате «Аврора». С 1837 по 1842 год он служил на корабле под командованием С.И. Мофета. Г.И. Невельской с экипажем «Авроры» побывал в Киле, Копенгагене, Роттердаме.
  Во время Крымской войны в 1854 году фрегат «Аврора» отличился в боях с англо-французской эскадрой, которая осаждала порт Петропавловск-Камчатский. Фрегат был основой обороны. Большая часть команды и все пушки с левого борта корабля были свезены на берег и участвовали в отражении многочисленного англо-французского десанта. Моряки храбро сражались на самых опасных участках, не раз вступали в рукопашные бои, показывали пример бесстрашия и беззаветного мужества. Оставшиеся на корабле пушки правого борта успешно вели стрельбу по английским и французским судам. Силы были явно неравны, тем не менее, русские бойцы отбили все попытки англо-французской эскадры овладеть городом и заставили иностранцев с большими потерями покинуть Авачинскую губу.

-
Бадичев - верхний ряд, 2-й слева. Экипаж Авроры

В память о героическом фрегате в Санкт-Петербурге 11 мая 1900 года был спущен на воду бронепалубный крейсер «Аврора». В его конструкции были использованы все технические достижения XIX века. После завершения всех работ и проведения заводских и ходовых испытаний бронепалубный крейсер «Аврора» в 1903 году вступил в строй русского военно-морского флота. Экипаж крейсера состоял из 570 человек. В то время в его составе находился будущий рабочий химического завода имени М.В. Фрунзе П. И. Бадичев.

Павел Иванович Бадичев родился 15 мая 1877 года в деревне Заполенка Дорофеевской волости Макарьевского уезда Костромской губернии. Родители его были крестьяне. Отец, Иван Федотович Бадичев, и мать Прасковья Дмитриевна, урождённая Мортыкова, прожили по 90 лет.
  Павел окончил трёхгодичную сельскую школу. У него была старшая сестра Татьяна (1872 г.р.), младший брат Семён (1885 г.р.), которые жили и работали в деревне Заполенка всю жизнь, в советское время трудились в колхозе имени В.М. Молотова.
  В 1893-1898 годах Павел Бадичев работал матросом на Волге. В декабре 1898 года был призван на военную службу и зачислен в 14 флотский экипаж Балтийского флота. В 1899 году он значился матросом второй статьи. В 1902 году был произведён в минёры, затем в старшие минёры. В ноябре 1902 года был переведён в 7 флотский экипаж. В 1903-1905 годах находился в плавании на крейсере «Аврора».

25 сентября 1903 года крейсер «Аврора» вышел в первое большое плавание на Дальний Восток, но объявление русско-японской войны заставило крейсер вернуться из Красного моря в Россию. 2 октября 1904 года корабль начал беспримерный боевой поход на Дальний Восток в составе крейсерского отряда эскадры под руководством адмирала З.П.Рождественского. Крейсером командовал капитан I ранга
Е.Р. Егорьев. 14 мая 1904 года эскадра подходила к острову Цусима. Около 8 часов утра в виду эскадры появился японский крейсер «Идзуми». На «Авроре» объявили боевую тревогу. Бой главных сил начался в 13 часов 49 минут. Битва закончилась сокрушающим поражением русской эскадры. В Цусимском сражении из 29 боевых кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры погибли 17. В это число входят и те суда, которые, не желая сдаваться врагу и не имея возможности продолжать бой, были взорваны собственными экипажами или затоплены. 7 кораблей сумели сохраниться как боевые единицы, они ушли в нейтральные порты или прорвались к своим во Владивосток. И только 5 кораблей сдались в плен японцам.

-
Бадичев Павел Иванович

В бою 14 мая «Аврора» получила 21 пробоину. Экипаж потерял 16 человек убитыми (в том числе командира корабля) и 83 человека ранеными. Поврежденные корабли «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» адмирал О.А. Энквист вывел из-под удара и спас от позора сдачи или неминуемой гибели. Эти три судна оказались на Филиппинских островах в порту Манила.
  Находясь в Маниле в течение четырёх месяцев, экипаж «Авроры» своими силами проводил ремонтно-восстановительные работы. По прибытии в Манильский порт с кораблей были списаны в американский морской госпиталь 26 матросов и офицеров. Тяжелораненые, они нуждались в лечении в стационаре. Когда же выяснилось, что скоро уйти из Манилы не удастся, с «Авроры» списали в береговой госпиталь еще 14 тяжелораненых. Всего в американском госпитале оказалось 40 русских моряков.
  10 октября 1905 года, получив сообщение об окончании войны с Японией, на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг. Американцы возвратили ранее сданные орудийные замки. Получив предписание вернуться на Балтику, 19 февраля 1906 года «Аврора» достигла Либавы (Лиепаи). Но Павла Бадичева на борту судна не было.

В фондах Заволжского музея хранится аттестат, выданный старшему минёру команды подводных лодок 12-й роты 8-го Флотского экипажа Павлу Бадичеву. В нем говорится, что «он во время своей службы возложенные на него служебные обязанности исполнял хорошо, с полным знанием своего дела, поведения был хорошего». Этот документ Павел Бадичев получил 16 сентября 1905 года. Крейсер «Аврора» в это время находился в Маниле.

Как добирался П. Бадичев на родину, когда он прибыл в Петербург, неизвестно, но, возможно, путь его лежал через Израиль. В экспозиции музея находится деревянная шкатулка с надписью «Иерусалим». Принадлежала эта вещь Павлу Бадичеву. За участие в Цусимском сражении он был награждён медалью «В память русско-японской войны 1904-1905 годов». В январе 1906 года Павел Иванович Бадичев был уволен в запас.
  С 1906 по 1908 год он работал электромонтером в петербургском порту. С 1908 по 1918 год - в каком-то электротехническом отделе (возможно, в электротехническом отделе порта или в электротехническом отделе Главного Военно-технического управления).

П.И. Бадичев стал свидетелем и участником революционных событий 1917 года в Петрограде. Известно, что он участвовал в похоронах на Марсовом поле (23 марта 1917 года на Марсовом поле в Петрограде прошли похороны погибших в дни Февральской революции). Эти похороны стали крупнейшей манифестацией революционного 1917 года.
  В анкете, заполненной для личного дела, он писал, что принимал участие в революции 1917 года: распространял политическую литературу в Петрограде. В том же году он стал членом профсоюза.
Жизнь в революционном Петрограде была тяжёлая. В 1918 году Бадичев решил вернуться на родину в деревню Заполенка. В советское время деревня относилась к Дорофеевскому сельсовету Сокольского района Ивановской области. В селе Сокольском находился затон, на котором с 1918 по 1925 годы работал П.И. Бадичев. В 1931 году на базе Сокольского затона была организована судоверфь.

П. И. Бадичев был женат на Марии Фёдоровне, урождённой Барсуковой. В семье Бадичевых было двое детей. В 1923 году родилась дочь Серафима, позже она работала на химическом заводе в цехе № 15 химиком-техником. Сын Вадим появился на свет в 1925 году, погиб во время Великой Отечественной войны.
  На химическом заводе П. И. Бадичев проработал 24 года: с 1925 по 1949 год. Первоначально работал в производственных цехах при электроотделе монтёром, с 1927 года - электротехником. С 3 марта 1930 года по 6 апреля 1944 года занимал должность помощника начальника цеха. Затем работал в цехах №№ 40 и 31 сменным электротехником. Позже был переведён в жилищно-коммунальный отдел старшим электротехником.
  В характеристике (1946 г.) на старшего электромонтёра П.И. Бадичева, подписанной директором завода Я. М. Лифшицем, парторгом Н.П. Подкопаевым, председателем завкома Я.А. Колосовым, читаем: «Несмотря на свой преклонный возраст с работой справляется хорошо и все работы по ремонту электролиний и электропроводки в домах выполняет отлично. За хорошую работу неоднократно премировался ценными подарками и денежными премиями». Запись от 11 июля 1944 года: «Добился снижения расхода электроэнергии. Объявлена благодарность и премирован 200 рублями».. Из ценных подарков - приемник «Рекорд» за долголетнюю честную и добросовестную работу в канун Нового, 1947 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года П.И. Бадичев был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1946 года он отмечен Орденом Трудового Красного знамени за успешное выполнение заданий Правительства.

Богиня утренней зари Аврора объединила двух замечательных людей разных эпох и судеб. Но общее у них - это любовь к Родине и героическое служение ей.

Гордеева. И.И.,
научный сотрудник музея

-
Аврора после Цусимского сражения

Наверх