18.04.2019, 15:40
Фибровая фабрика в 1930-е годы

А.К. Кузнецова
В 1934 году был образован посёлок Заволжье. Два крупных предприятия были в его составе – химический завод и фибровая фабрика.
Исследованием истории фибровой фабрики занималась в свое время А.К. Кузнецова, главный технолог предприятия. В заволжском музее хранятся ее материалы, на основе которых можно проследить историю фабрики в 1930-е годы. Предприятие было создано в 1925 году и до 1932 года называлось - Кинешемский бумажно-фибровый комбинат (затем Кинешемская фибровая фабрика).
В это время на предприятии было два цеха: цех для производства листовой и трубочной фибры и цех для производства изделий. Изделия – это фибровые чемоданы (максимальный выпуск которых относится к 1975 году - 358 тысяч штук), фибровые углы к чемоданам, пуговицы. Объемы выпуска фибры в 1938 году – 1744 тонны (в том числе листовой фибры - 683 тонны).
С 1928 по 1934 годы директора фабрики часто менялись. В марте 1934 года руководителем предприятия стал Иван Михайлович Торопов. На этой должности он проработал 26 лет.
В 1909 году после окончания сельской школы Иван Михайлович поступил на Александровскую бумажную фабрику. Здесь он работал рабочим бумажного производства, фибровщиком. Затем стал председателем фабрично-заводского комитета, сменным мастером, заведующим бумажно-фибрового производства. В 1930-е получил образование в Ломоносовском экономическом институте. В 1935-1937 годах в техникуме повышал квалификацию директоров по организации производства.
Под руководством И.М. Торопова на фибровой фабрике была проделана большая работа по развитию производства фибры, расширению ассортимента выпускаемой продукции.

Мстислав Евгеньевич Поморцев
Большой вклад в разработку теоретической основы производства фибры внес Мстислав Евгеньевич Поморцев. В 1925 году по командировке партийных органов он был направлен на учебу в Иваново-Вознесенский технологический институт. В 1930 году, окончив химический факультет искусственного волокна по специальности «производство фибры», поступил в аспирантуру при этом же институте. В процессе учебы в аспирантуре им была собрана и изучена журнальная и патентная литература по производству фибры. По его инициативе была организована подготовка первого выпуска специалистов по фибровому производству.
В 1933 – 1939 годах Поморцев работал на фибровой фабрике. В 1934 году он 6 месяцев находился в командировке по изучению бумажно-фибрового производства в США и Канаде. Позднее он внедрил многие рациональные американские методы.
В 1930 году на фибровую фабрику приехали работать К.Н. Белоногов, В.В. Вернер, Е.Д. Никифорова, Г.В. Фролов, З.И. Фролова. Для разработки теоретической основы производства фибры на фабрике была организована научно-исследовательская ячейка. Её руководителем был назначен Вернер.
В 1930-х годах в стране возникла необходимость в фибре для изготовления прокладок к карбюраторам авиационных моторов. В 1937 году М.Е. Поморцевым был предложен способ получения авиапрокладочной фибры. Производственное изготовление и испытание этой фибры в рабочих условиях, было закончено только в 1940 году.
В предвоенные годы М.Е. Поморцев сделал еще ряд изобретений и внес рационализаторские предложения, внедренные в производство: способ изготовления вулканизированных бумажных трубок (1932 год); способ изготовления фибровых трубок (1935 год); способ изготовления толстостенных фибровых труб (1935 год); получение толстой листовой фибры путём склеивания (1940 год). М.Е. Поморцев сделал 17 изобретений и внедрил вместе с инженерами фабрики 38 рационализаторских предложений.
В 1936 году Поморцев предложил к производству фибру марки ФЛАК (фибра листовая авиационная конструкционная). В производственном внедрении этой марки фибры принимали участие Всесоюзный институт авиационных материалов (Москва), Институт бумаги (Ленинград), Ленинградская бумажная фабрика имени Володарского и Кинешемская фибровая фабрика. Выпуск был начат в 1938 году. Фибра предназначалась для изготовления бензобаков самолетов. Она широко использовалась в годы Великой Отечественной войны. Впоследствии нарком авиационной промышленности СССР А.И. Шахурин в своей книге «Крылья Победы» писал, что самолеты с новыми бензобаками летчики называли «непробиваемыми». Создание фибровых бензобаков позволило сэкономить 55-56 кг металла на каждом самолете типа Як-7 и Ил-5.
С 1930-х годов на фабрике выпускалась фибра козырочная (для козырьков военных фуражек). Она производилась до 1985 года. Максимальный ее выпуск - 156 тонн - был в 1965 году.
В 1930-е годы выпускалась фибра для изготовления тары в текстильной промышленности. Производство текстильных ящиков и тазов для транспортировки ровницы и пряжи было налажено под руководством специалиста из Москвы З.П. Аксёнова. Максимальный выпуск тазов был осуществлен в 1939 году – 76 631 штука.
Фибровая фабрика внесла большой вклад в развитие электротехнической, авиационной, текстильной промышленности нашей страны в 1930-е годы. Здесь трудились лучшие ученые и инженеры, которые разрабатывали и осваивали новые виды фибры. Это позволило в будущем выстоять в Великой Отечественной войне.
Гордеева И.И.,
научный сотрудник музея
Фибровая фабрика