Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
21 ноября в 15 -00
в Заволжском музее состоится
открытие выставки фотографий
Олега Николаевича Раева
«Там, на неведомых дорожках».

Выставка Олега Раева

Дни наблюдений
звездного неба в телескоп
у здания музея при
условии безоблачной погоды:
Ноябрь - 6,7,8,9,14,15,16,17,
22, 23,24,25,30.
Декабрь-
1,2,3,8,9,10,11,16,17,18,19,24,
25,26,27.

Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-  "НАШ ЗАВОЛЖСК:
      жизнь и история"

      в фотографиях

-  "Родимой стороны
      неброская краса"

      (художник
      А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Заволжску - 65
Администрация Заволжского горпоселения

27.04.2015,  20:56

 В гостях у Заволжского музея - Южский Дом ремёсел

Получилось так, что вторая после «Лоскутной мозаики» выставка в Заволжском музее – тоже декоративно-прикладная:  на этот раз изделия своих мастеров нам демонстрирует Южский Дом ремёсел. Торжественное открытие этой выставки состоялось 22 апреля.
  К сожалению, сами сотрудники Дома ремёсел приехать на открытие не смогли. Однако в оформленном  зале городского музея собралось много гостей. В этот день к нам пришли заволжские мастерицы, а также учащиеся 2-б, 3-в и 8-а классов Заволжского лицея (классные руководители Варегина М.Ю., Тетеревкова А.Л., Маркова Н.П.).

-

К гостям обратилась директор музея Касаткина Светлана Вадимовна. Она кратко рассказала об истории возникновения и работе Южского Дома ремёсел, главным направлением деятельности  которого  является приобщение детей и взрослых к традиционной русской национальной культуре;  кратко рассказала о представленных работах. В нашем музее сейчас можно увидеть изделия десяти студий декоративно-прикладного творчества Дома ремёсел из существующих четырнадцати - это «Лоскутная техника», «Бисероплетение»,  «Русский костюм», «Художественная вышивка», « Художественная роспись по дереву», «Художественная резьба по дереву», «Ручное ткачество», «Соломка», «Русская игрушка», «Художественное вязание». Интересна эта выставка будет как взрослым, так и детям.

- В ходе своего повествования Светлана Вадимовна обратила особое внимание присутствующих на отдельные изделия. Например, на прялку, расписанную  Мезенской росписью. Вообще  изделие с этой росписью  в Заволжском музее выставляется в первый раз. Мезенская роспись возникла в начале 19 века в Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь – прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. Традиционно мезенская роспись имеет только два цвета – красный и чёрный. Для неё характерен свой самобытный символьный орнамент. Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка являются видом древнего письма. Найденные наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера перекликаются с рисунками Мезенской росписи. Наиболее яркие персонажи Мезенской росписи – это красные кони, оленихи, уточки, гуси, лебеди, ёлочки. Что касается конкретно прялок, то, хотя на всех прялках изображения и были похожи, одинаковых прялок не существует. Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли свою прялку лицевой стороной вперёд, показывая, какая она красивая. В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, её бережно хранили и относились к ней с уважением. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой. Такие прялочки называли собойными.

- Интересны  женские костюмы  некоторых губерний России: Владимирской, Вятской, Рязанской и Тамбовской. В старину, когда девушки из разных мест приезжали, например, на Московскую ярмарку, им не надо было спрашивать друг у друга, откуда они приехали. Кто откуда приехал, из какой губернии, можно было определить по костюму.
  О девичьем костюме Рязанской  губернии Скопинского уезда подробно рассказала хранитель фондов музея Авдина Наталья Анатольевна.

Коллективная работа «Вечер», представленная на выставке, пожалуй, будет узнаваема школьниками, если они придут на эту выставку. Дело в том, что фотография этой работы помещена на 36-ой странице  «Дневника первоклассника», который ежегодно с 2007 года Правительство Ивановской области дарит каждому ребёнку, идущему в школу.  Работа представляет собой инсталляцию  русской деревенской избы. Зимним вечером вся семья в сборе и каждый занимается своим делом: мать   укачивает ребёнка,  отец плетёт корзину,  а сын - лапоть, бабушка прядёт пряжу, а  на руках у деда сидит собачка. Здесь с абсолютной точностью выполнена каждая вещь, каждая деталь. У каждой куклы своё лицо, свой характер. Композиция очень интересная.

Конечно, невозможно рассказать о каждом изделии в рамках небольшой статьи. Надо прийти в музей, посмотреть на всё своими глазами и послушать экскурсовода. А о каждой работе хочется рассказывать подробно и долго. Поэтому сотрудники музея будут ждать заявок.

-

Конкурсная программа «В гостях у Марьи-искусницы», в роли которой  на открытии выступила преподаватель Заволжского Центра дополнительного образования Марина Александровна Волкова, включила в себя  мастер-класс по изготовлению цветов из бумаги и конфет. Желающими поучаствовать  в нём стали учитель лицея Тетеревкова Антонина Львовна и её  ученики Громов Саша и Щёголева Злата. На глазах у зрителей в течение нескольких минут под руководством Марины Александровны каждый из них смастерил  свой цветок. Такой цветок очень красив и может стать отличным вкусным подарком любому человеку.

-

Церемония открытия получилась тёплой  и душевной.  Солист городского Дома культуры Сергей Иванов порадовал присутствовавших  лирическими песнями.  После официальной части гости  ещё долго ходили по  экспозиционному залу, рассматривая  работы, а затем были приглашены на чаепитие.

Т.Н.Шишкарева,
сотрудник музея

Народные женские костюмы

-Народный женский костюм Владимирской губернии состоит из длинной рубахи,  сарафана и пояса.
Рубаха называлась «рукава» (из-под сарафана видны были только рукава). Состояла из верхней и нижней частей (разделение проходило немного ниже груди). Нижняя часть рубахи шилась из дешевого неотбеленного холста. Для верхней части рубахи выбирали ткани более добротные и красочные.  Рукава кроились в виде прямоугольника и пришивались к верхней часть рубахи. Боковая часть рубахи с рукавом соединялась ластовицами (ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки). Горловина получалась широкой, поэтому её присборивали и обрабатывали обшивкой. Вырез горловины оформлялся пуговицей с петлей. Рукава рубахи обшивались тесьмой. Рубаха не имела богатого орнамента.
Сарафан косоклинный распашной из гладких красных или синих тканей. Спереди у сарафана разрез до низа. Сарафан вышивался редко. Его отделкой служили узкая тесьма, металлические кружева, шнур, бахрома, нашитые каймой по подолу и полосами по обе стороны застёжки с красивыми пуговицами. Древнее название такого сарафана «ферязь». Под грудью его подпоясывали поясом.

-Народный женский костюм Вятской губернии состоит из  длинной рубахи, сарафана и пояса.
Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх - «воротуха» - изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани. Передняя и задняя части сшиты из прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, получивший название «по-топорному». Рукав состоит из двух полотнищ. Одно в верхней части имеет прямоугольный выступ и скошено к запястью (похоже на топор). Другое полотнище  меньшей длины. Боковая часть рубахи с рукавом соединялась ластовицами. Вверху у горловины передние и задние полотнища рубахи и  рукава присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез с разрезом посередине груди, застегивающимся на металлический литой крючок со шляпкой. Нижняя часть рубахи - «станина» -  сшита из четырёх прямых полотнищ льна более грубой выделки.
Сарафан прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ, собранных в защипы под кумачовую обшивку. Узкие лямки крепятся на груди и середине спины. К подолу пришита неширокая полоса из клетчатой ткани. На талии обязательно завязывается длинный неширокий пояс с кистями.

-Народный девичий костюм Рязанской губернии Скопинского уезда состоит из рубахи, туникообразной «шушки» и пояса.
Рубаха состоит из двух частей (верхней и нижней) прямого покроя. Верхняя часть сшита из кумача. В верхней части передние и задние полотнища, а также небольшие полики (прямоугольники, вшитые в плечевые швы) присобраны в мелкие густые сборки под невысокий воротник-стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.  Рукава украшены лентами и вставками с вышивкой геометрического рисунка. Нижняя часть рубахи из белого полотна. По низу подола нашитая широкая тканая красная кайма. Кайма на девичьей рубахе обязательно должна была быть видна из-под верхней одежды-шушки.
Шушка представляет собой центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело-серого цвета перекинутое спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина v-образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части -  недлинные рукава. Вырез для головы, края рукавов и подола отделаны темной (обычно вишнёвой) обшивкой. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс.

-Народный женский костюм Тамбовской губернии состоит из рубахи, юбки-понёвы, верхнего туникообразного нагрудника и пояса.
 Рубаха туникообразная, в виде длинного холста, перегнутого на плечах, с  прямым разрезом на груди, Невысокий воротник-стойка застёгивается на пуговицу. Для расширения нагрудной части в полотнищах рубахи сделаны продольные разрезы, в которые вшиты плечевые вставки- косые полики. Рукава, грудной вырез, подол рубахи обшиты тёмно-красной тканью.
Поверх рубахи надевалась понёва - юбка, сшитая из трёх полотнищ домотканой шерстяной клетчатой ткани тёмно-синего цвета и одного полотнища другого цвета – прошвы, располагавшейся сбоку. Юбка получалась широкой и вверху собиралась на шнурок.
Сверху на рубаху надевали туникообразные нагрудники, напоминающие рубаху, но более короткие, чем она. Они имели разные названия: шушпан, шушун, коротай, навершник. Шили их из холста, тонкого сукна или шерсти. Переднюю часть шушпана украшали полосками цветной ткани.