Выставки, экспозиции
Объявления
Музей открыт для
индивидуальных посещений
по предварительной записи
(тел. 84933360074)
ежедневно с 10-00 до 17-00.
Выходной – понедельник.

Просим посетителей соблюдать
меры по предотвращению
распространения коронавируса
и иметь при себе маски,
перчатки.
Дни для наблюдений
в телескоп ночного неба на
ноябрь-декабрь 2020 года:
Ноябрь -
14,15,16,17,22,23,24,25,30.
Декабрь -
1,2,3,8,9,10,11,16,17,18,19,24,
25,26,27.
Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
  по телефону: 8 (49333) 600-74
Присоединяйтесь!

В Контакте

Youtube
Интернет-выставки
-  "НАШ ЗАВОЛЖСК:
      жизнь и история"

      в фотографиях

-  "Родимой стороны
      неброская краса"

      (художник
      А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"

К 30-летию музея

Администрация Заволжского горпоселения
-

-

20.02.2020,  15:50

  Лекция о судьбе русской деревни

16 февраля в Кинешемском художественно-историческом музее состоялась лекция С.П. Тихомирова, который выступил с докладом «Как убивали русскую деревню. Из истории батмановского края». 

Батманы и Никитино - это два населенных пункта, которые сегодня слились вместе. Когда-то село Батманы с десятком домов вокруг церкви входило в состав Никитинской волости, позднее, сельского совета. А затем деревня Никитино стала составной частью Батман. В 1924 году Никитинская волость стала называться Батмановской и просуществовала до 1935 года. А сельский совет по-прежнему оставался Никитинский. В 1954 году произошло укрупнение сельских советов. Тогда был образован Батмановский сельский совет. В его состав вошли бывшие сельские советы: Вахутский, Закусихинский, Лагунинский и Никитинский.

До отмены крепостного права Никитинская волость считалась казенной. Казенным крестьянам жилось лучше, чем крепостным. Они были освобождены от натуральных повинностей и переведены на оброк, который с 1783 года составлял 3 рубля, а в последующие годы по 70 копеек с души мужского пола. По мере денежных реформ цена вопроса, конечно, менялась, но курс оставался прежний. Местным крестьянам земли хватало. А кому не хватало, те всегда могли взять землю в аренду. При этом они богатели и могли заниматься торговлей или каким-либо кустарным промыслом. Вот почему эти края были богаты мелкими и средними промышленниками, торговцами и кустарями.

Обучившись мастерству на сапоговаляльных заводах в Лагунихе, Кислячихе, Вахутках, Закусихино или Батманах, многие перешли на мелкое производство валенок у себя на дому. Женщины брали у оптовиков шерсть – вязали носки и вареги (так назывались варежки). Другие выделывали лен или сукно. Обязательства перед приказом были не очень обременительны, и у крестьян завелись лишние деньги, появилась возможность заняться торговлей, открывать чайные, пивные, постоялые дворы для обозников и заезжих купцов. Этому способствовал зимний санный тракт Пучеж-Кинешма, по которому в Пучеж на льнопрядильную фабрику везли лён, а в Кинешму – льняную пряжу.

Так Батманы стали крупным торговым селом. Незадолго до революции 1917 года здесь было: два магазина, девять чайных, две пивных, одна казенная винная лавка по торговле вином и водкой, один трактир, 39 торговых лавок, две портновские мастерские, четыре склада шерсти, один склад оптовой торговли шерстью и сукном, одна сапожная мастерская, одна конноподводная станция, две кузнецы и одна столярная мастерская. Не все эти заведения работали каждый день, некоторые только по выходным и праздникам, а также в базарные дни и ярмарки. При этом большинство торговцев продолжали заниматься крестьянским трудом, т.е. были производителями зерна, фуража и мяса.

Советская власть своей планомерной политикой сделала всё, чтобы погубить деревню и сельское хозяйство. Причины, повлиявшие на гибель современной деревни: продразверстка, лишенье гражданских и избирательных прав наиболее предприимчивых крестьян, раскулачивание крестьян и середняков, сплошная коллективизация, многочисленное бесправие колхозников, Великая Отечественная война. После войны молодежь старалась уезжать из деревни.

В настоящее время в бывшей Никитинской волости работает 1 сельскохозяйственная ферма (когда-то был 61 колхоз). До революции в волости была 91 деревня и 4 села. Сейчас не больше двух десятков деревень.
  Такова печальная статистика состояния современной деревни.

Гордеева И.И., научный сотрудник музея

-
С.П. Тихомиров читает лекцию

-
Храм Рождества Христова в селе Батманы

 

Наверх