Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
Музей приглашает
желающих понаблюдать за
звездным небом
.
Наблюдения проводятся в
безоблачную погоду на
площадке у здания музея
с 20-00.
В августе:
4, 5, 6, 7, 12, 13, 14, 15, 20, 21,
22, 23, 28, 29, 30, 31 .

Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-"НАШ ЗАВОЛЖСК:
    жизнь и история"

    в фотографиях

-"Родимой стороны
    неброская краса"

    (художник
    А.М.Воскресенский)
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Администрация Заволжского горпоселения

25.07.2017,  11:20

  Краеведы путешествуют по родному краю

14 июля объединенная группа краеведов Заволжска и Кинешмы совершила поездку по Кинешемскому району. В настоящее время разрабатываются новые маршруты для туристов. Решили познакомиться с таким маршрутом и наши краеведы. Путь наш проходил в деревню Закусихино, где работает сапоговаляльная фабрика, далее в деревне Кислячиха мы увидели дореволюционные постройки купца Носкова – а это тоже корпус фабрики, складские помещения, жилые дома, в селе Батманы мы услышали рассказ о местном величественном храме Рождества Христова. Завершилась наша экскурсия в монастыре села Решма.

Закусихино

Итак, сапоговаляльная фабрика в Закусихино. Известно, что она построена после революции. В 1920-е годы частные сапоговаляльные фабрики были национализированы, в Закусихино привезли станки и часть уцелевшего оборудования фабриканта Бровкина из деревни Пырьево. С тех пор предприятие работает до сих пор. Сегодня фабрика производит валенки и реализует их через объединение «Ивановопромшерсть». Для краеведов провели экскурсию по предприятию. Однако, богатый по количеству товаров магазин фабрики краеведов очень удивил. Каждый ушел с купленным подарком.

-
Экскурсия на фабрике

В последние годы валенки очень популярны так как это - вещь полезная во всех отношениях, а все благодаря овечьей шерсти. Она не только надежно греет, но и лечит. Состригают ее исключительно с живых овец. Такая шерсть буквально «пропитана» целительной энергией солнца. Не зря валенки называют «домашним доктором».

Как сообщают исследователи Соколова В.Н., Соколова С.В. в статье «Кинешма – край валяной обуви»: «Первые настоящие валенки появляются на Руси лишь в самом конце XVIII века, благодаря изобретению деревянной колодки, состоящей из четырех частей и предназначенной для насадки и усушки валенка. Точное место первого появления валенка неизвестно. Может, в Ярославской, Костромской или в Нижегородской губернии, а возможно и в нашей Кинешме был тот самый русский умелец, который придумал и сделал первую колодку.

Для валяния валенок в 1802 году возле г. Романова (ныне Тутаев Ярославской области) путем отбора была выведена Романовская порода овец - грубошерстная, короткохвостая, мясошерстного направления, шерсть которой обладает прекрасной валкостью. Со скоростью ветра разлетелась технология производства валенок по России, но первое время, кустарей валяльного мастерства было очень мало, способ катания валенок держали в строгом секрете, передавая из поколения в поколение.

Широкое распространение валенок началось с постройкой сапоговаляльных артелей и фабрик, механизации ручного труда, в начале XX века. Перед революцией Россия производила несколько десятков миллионов пар валенок. Только на территории нынешней России работала 41 валяльная и пимотканная фабрика. Наряду с фабриками продолжали катать валенки и по избам, для своей семьи, и на продажу.

-
В магазине фабрики

В Кинешемском уезде в Никитской и Шевалдовской волостях валяльным промыслом занималось 5,5 тысяч человек (население волостей было около 20 тысяч). В 1910 году на 24 сапоговаляльных заводах Кинешемского уезда было произведено около 400 тысяч пар валенок на 640 тыс. руб., (для сравнения в этом же году всеми валяльными заводами России было произведено 1,4 млн. валенок на сумму 2,1 млн. руб.), то есть 3-ю часть всех валенок катали у нас. Основные центры местного заводского сапоговаляния находились в деревнях: Кислячиха (93 тыс. пар валенок в год), Лагуниха (100 тыс.), Журихино (80 тыс.), Вахутки (78 тыс.), Антипино (50 тыс.), Пырьево (47 тыс.), Гаврилово (38 тыс.), Добрыниха (37 тыс.), Филинская (34 тыс.), Батманы (24 тыс.).

Кислячиха

Далее краеведы приехали в деревню Кислячиха. Здесь до революции занимался сапоговаляльным промыслом купец Иван Яковлевич Носков. Фабрика в Кислячихе была одной из крупных в центральной России. Под Вахутками, на кладбище при бывшей единоверческой Новопокровской церкви сохранился некрополь семьи Носковых. Сегодня в Кислячихе стоят крепкие купеческие здания, которые используются до сих пор. В одном из зданий предполагается создать гостевой дом для туристов. Кстати сказать, удивительно, что ни одно здание Носковых не вошло в «Свод памятников истории и культуры Ивановской области», хотя с первого взгляда видно их архитектурное и историческое своеобразие.

Почему у деревни такое название? Оказывается, оно тоже связано с производством валенок Одной из основных технологических операций при изготовлении валяной обуви является так называемая валка (от которой собственно и произошло название «валенки»). Суть ее состоит в том, что заготовку валенка с целью уплотнения войлока подвергают стирке особым образом в горячей воде. Для ускорения процесса в кустарных условиях обычно применяли выдерживание изделия в растворе кислоты. Такая операция сопровождается обильными испарениями с неприятным «кислым» запахом. А, учитывая, что в старину до заводского производства изготовлением валенок занималась практически вся деревня подобным способом, из каждой избы несло «кислятиной». Можно себе представить какой запах стоял в такой деревне. В Кислячихе находился самый крупный валяльный завод в Костромской губернии. Кислячиха поражает обилием кирпичных зданий. Это и сапоговаляльная фабрика с заводским управлением, особняки, складские помещения. В начале 20 века в Кислячихе появился «Торговый дом Ивана Носкова с сыновьями». Примечательно, что в бывшем двухэтажном особняке хозяина фабрики И.Я. Носкова во время Великой Отечественной войны размещался детский дом №5, куда эвакуировали детей, оставшихся без родителей из блокадного Ленинграда в августе 1942 г.

-
Здание купцов Носковых сегодня превращается в гостевой дом

Церковь в селе Батманы

Внимание краеведов привлекла Церковь Рождества Христова в селе Батманы. Она была заложена в 1822 году, а строилась с 1827 по 1869 годы на средства кинешемских купцов и прихожан. Фактически строительство храма было завершено возведением в 1897 году колокольни, в общей сложности храмовое здание создавалось в течение 75 лет. Храм был закрыт в 1938 году и начал возрождение в 1990-е.
Рядом с храмом находится каменная часовня в память Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Часовня тоже была построена в конце 19 века и представляет собой не менее интересный памятник истории и культуры. После осмотра храма и часовни краеведы отправились в Решму.

-
Храм Рождества Христова в селе Батманы

Монастырь села Решма

 Интересная и трагичная история Решемского монастыря предстала перед краеведами на экскурсии. Согласно преданию, Макариев-Решемский монастырь был основан в конце XIV века преподобным Макарием Желтоводским и Унженским. История обители впервые была опубликована в 1904 году. Брошюру о монастыре составил И. Баженов, издана она была в Костромской губернской типографии. В годы смуты монастырь выдержал осаду войск пана Лисовского. Здесь останавливалось войско князя Дмитрия Пожарского, когда шло из Нижнего Новгорода в Москву. На протяжении всего существования монастырь переживал и время упадка, и время подъема. В 1901 году монастырь из мужского был преобразован в женский. Настоятельницей его до закрытия в 1927 году была игумения Досифея. С 1992 года монастырь ведет историю возрождения.
  Краеведы посетили храм и святой ключик. Все отметили красоту и благодать места. В монастыре краеведов приняли как добрых друзей и пригласили на трапезу.

В селе Решма работает музейно-туристический центр, который был открыт год назад по инициативе местной администрации. Здесь воссоздан класс церковно-приходской школы, для ребят проводят мастер-классы по письму, арифметике. Современные дети могут понять, как учили в школе сто лет назад. Здесь же создан музей, в котором можно увидеть экспонаты русской деревни и советского времени.

Поездка была незабываема и интересна. Мы заново открываем свой край, казалось бы, такой известный…

Касаткина С.В.      

Перейти в фотогалерею

-
У стен возрожденного монастыря

-
Святой ключик в монастыре

-
Музейная выставка

-
Фотография участников поездки