Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
Заволжский городской
  художественно-краеведческий
  музей приглашает 18 мая
  на  мероприятия,
  посвященные Дню музеев


Заволжский городской
  художественно-краеведческий
  музей приглашает 14 мая на
  День памяти Ф. А. Бредихина

Кинешемское краеведческое
  общество приглашает на
  краеведческий лекторий
13-й сезон   (2017-2018 г.г.)


Музей приглашает
желающих понаблюдать за
звездным небом
.
Наблюдения проводятся в
безоблачную погоду на
площадке у здания музея
с 19-00.
В мае:
3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 19, 20,
21, 22, 27, 28, 29, 30

Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-"НАШ ЗАВОЛЖСК:
    жизнь и история"

    в фотографиях

-"Родимой стороны
    неброская краса"

    (художник
    А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Администрация Заволжского горпоселения

07.11.2016, 23:10

 Град Пресвятой Богородицы в офорте Гурия Захарова

-Замечательному графику Гурию Филипповичу Захарову (1926-1994) в этом году исполнилось бы 90 лет. В Заволжском музее хранится три офорта художника: «Зима в Калуге», «Город  Гороховец в феврале» и «Город  Гороховец в мае».

Г.Ф. Захаров - заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина. Он родился 27 ноября 1926 года и до 22-х лет проживал в городе Кимры Тверской области. В 1947-1954 годах учился в Московском высшем художественно-промышленном училище, получил диплом оформителя интерьера. В 1954-1956 годах  работал художником-архитектором Архитектурно-художественного бюро Министерства судостроительной промышленности СССР, где проектировал интерьеры пароходов. С 1957 года - участник художественных выставок, член Союза художников СССР с 1959 года.

Г.Ф. Захаров работал в станковой графике, преимущественно в технике офорта и линогравюры. Работа «Город  Гороховец в мае» выполнена в технике офорта. В чем особенность этой техники, известной с 16 века? Офорт (от фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - крепкая вода) - разновидность гравюры на металле. Изображение процарапывается на отполированной лаком металлической пластине с помощью острой иглы. Художник действует иглой так, как будто это заточенный карандаш. Затем пластину протравливают в кислоте, потом углубления – бороздки и штрихи – заполняют типографской краской, которая затем под прессом переходит на бумагу, оставляя на ней зеркально перевернутый оттиск, который и называется офортом. Особенности этой сложной техники позволяют сочетать точность передачи форм предметов, доступную в карандашном рисунке, с богатейшей тональной гаммой - от чёрного до белого, присущей рисунку углём или тушью. При этом произведение можно тиражировать, и каждый оттиск, сделанный самим художником или под его наблюдением, считается оригинальным.

-

Для творчества Г.Ф. Захарова характерны современное, пронизанное поэтическим чувством восприятие действительности, строгость и ритмичность композиции, контрастное сопоставление черных и белых тонов.
Это все мы наблюдаем в его офорте «Город Гороховец в мае». Гороховец - тихий провинциальный городок во Владимирской области. Почти ровесник Москвы, основанный Юрием Долгоруким как город-крепость, он был призван защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества.

Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году - в этом году город был сожжен монголо-татарами. Об этом мы читаем в Лаврентьевской летописи. Здесь же в летописи Гороховец впервые называется Градом Пресвятой Богородицы, так как он был передан князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира.
Современный Гороховец - будто застывшая во времени картинка из XVII века. Архитектурный облик Гороховца уникален. Исторический центр города – сосредоточение построек разных эпох и архитектурных стилей. Здесь размещаются 185 памятников истории и культуры в том числе, 31 – федерального значения. Уникальные гражданские и культовые постройки XVII-XVIII веков позволяют справедливо назвать Гороховец городом - музеем под открытым небом. В городе с населением 15 тысяч человек четыре храма и три монастыря!

Всю эту неповторимую изящную архитектурную сказку мы видим на офорте Г.Ф. Захарова. В центре - церковь Воскресения Христова. Вокруг нее деревья и небольшие жилые домики, вдали виднеется панорама Свято-Сретенского монастыря. Вся картина возникает перед зрителем как будто с высоты, и в то же время церковь расположена на уровне глаз художника. Размещенная на склоне Пужаловой горы, Воскресенская церковь состоит из множества объемов различной высоты, расположенных на разных возвышенностях, и поэтому ее облик очень живописен. Она как будто парит над городом, над зеленью деревьев, которую мы ощущаем, несмотря на графичность изображения.

Вдали виднеется устремленная ввысь колокольня Сретенского женского монастыря. Рядом с ней словно убранная в праздничные одежды, украшенная разноцветными куполами, стоит церковь Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской. Белизна стен, украшенных каменной вышивкой, придает храму какую-то женственность, столь уместную в девичьей обители.  Глядя на гравюру, невольно вспоминаются слова, сказанные о творчестве художника: «Природу и городской ландшафт в готовом виде он, как истинный поэт и художник, не воспринимал. Всегда искал свою, особенную точку зрения. Натуру пропускал сквозь воображение, а уж она-то подсказывала линии, объемы, силуэты и штрихи, из которых рождался образ».

И.И. Гордеева,
научный сотрудник музея

 

Наверх