Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
Музей приглашает
желающих понаблюдать за
звездным небом
.
Наблюдения проводятся в
безоблачную погоду на
площадке у здания музея
с 19-00.
В мае:
3, 4, 5, 6, 11, 12, 13, 14, 19, 20,
21, 22, 27, 28, 29, 30

Экскурсии по Заволжску
За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-"НАШ ЗАВОЛЖСК:
    жизнь и история"

    в фотографиях

-"Родимой стороны
    неброская краса"

    (художник
    А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Администрация Заволжского горпоселения

12.10.2016, 22:37

  Коллекция подзоров в Заволжском музее

В Заволжском музее имеется большая коллекция подзоров.
А знаете ли вы, что такое подзор? Слова «подзор» нет в Большой советской энциклопедии. Вернее, есть, но его значение - исключительно как архитектурная деталь. Такого понятия нет и в литературе по рукоделию советского периода. Поэтому сегодня многие не знают значения этого слова. Подзоры – это декоративная деталь, украшающая постель в крестьянском жилище. Подзор пришивали к простыне. При застеленной постели подзор был виден.

-

Когда появились подзоры в русском быту, неизвестно. Одно из ранних датированных свидетельств о «двух расшитых простынях» относится к 1701 году. Вероятно, традиция украшать подзоры многофигурной вышивкой пришла в крестьянский быт из помещичьей среды, а помещики заимствовали это с запада. В России украшения для кровати принято было называть «подзором», а в некоторых западных странах «юбкой».

Подзоры были обязательно белого цвета, для их изготовления использовалась в основном хлопчатобумажная ткань – батист, бязь, дамаск. Один край по долевой богато украшался кружевом и вышивкой и спускался по лицевой стороне кровати почти до пола. Богатство отделки зависело от мастерства и трудолюбия хозяйки. Подзоры вязали по схемам, часто рисунок и мастерство передавались от матери к дочери. Особым шиком считались строчёные подзоры. Гораздо реже,  использовали «покупное» или «готовое» кружево.

Мотивы вышивок на подзорах разнообразны: встречаются геометрический и растительный орнамент, птицы (утки, петухи, павы), животные (лев, барс, конь), женские фигуры, мотив мирового древа и образы мифологических животных. В средней полосе России, особенно в Костромской, Нижегородской, Московской губерниях, на подзорах можно увидеть целые сцены, изображающие охоту, гулянье.

В комнате крестьянского быта Заволжского музея можно познакомиться с подзорами, украшенными кружевами и вышивкой. При изготовлении подзоров использовалась вышивка в самых различных техниках, а в Костромской и Нижегородской губерниях часто добавлялась шелковая и золотая нить. В экспозиции комнаты крестьянского быта можно увидеть подзоры, выполненные в технике мережки. Мережки – узкие строчевые вышивки, которые делают по выдернутым нитям. Все мережки вышиваются на пяльцах слева направо катушечными нитками. Пяльцы – это приспособление, основное назначение которого держать при вышивании материал в расправленном, натянутом состоянии, предохраняя вышивку от стягивания. Пяльцы бывают круглые и прямоугольные. Мережка, которую вы можете увидеть в экспозиции нашего музея – это типичная вышивка, характерная для костромского края. Другие подзоры сделаны в технике машинной вышивки, поэтому не вызывает сомнения, что они были изготовлены в советские времена.

И.И. Гордеева,
научный сотрудник музея

-

 

Наверх