Свет души Алексея Жабского
Выставки, экспозиции

К 30-летию музея

Объявления
Экскурсии по Заволжску

За справками обращаться
по телефону: 8 (49333) 600-74
Интернет-выставки
-"НАШ ЗАВОЛЖСК:
    жизнь и история"

    в фотографиях

-"Родимой стороны
    неброская краса"

    (художник
    А.М.Воскресенский)
Бредихинские чтения
Работы краеведов
-
С.В.Касаткина

"Усадьбы Заволжья"

- В.Н. Карушина
"Село
Белоникольское.
Краеведческий материал"
Администрация Заволжского горпоселения

12.10.2016, 23:10

  Свет души Алексея Жабского

В Заволжской картинной галерее им. В.Н. Телина есть портрет юной девушки с простым именем «Смирнова Жанна». Портрет был написан в 1978 году заслуженным художником России А.А. Жабским.

С именем этого художника связан  недавний визит в наш музей Эльвиры Геннадиевны Чуриловой, которая вместе с вдовой мастера Людмилой Михайловной Жабской занимаются сохранением его наследия.  Главное для них – не продавать картины, а оставить их людям, поэтому часть картин А. Жабского уже подарены провинциальным музеям. Работы художника хранятся во многих музеях - в Государственной Третьяковской галерее, художественных музеях и галереях Москвы, Ижевска, Кургана и других.

-
Художники (слева направо) Жабский, Забелин, Сысолятин, Щербаков, Кугач, Телин, Федосов. 1980 г.

С целью систематизации творчества А. Жабского были изданы альбомы – каталоги «Тихая жизнь»(2010), «Алексей  Жабский. Акварель» (2012), «Алексей Жабский. Свет души» (2016). Все эти издания составила Э.Г. Чурилова. Благодаря усилиям куратора коллекции эти издания имеются в нашем музее. В сентябре 2016 года Эльвира Геннадьевна посетила Заволжский музей. Она рассказала сотрудникам музея о художнике и его судьбе.

 Алексей Жабский родился 20 марта 1933 года в деревне Александровка Новосибирской области. В своей автобиографии он писал: «Отец был путевым обходчиком на железной дороге. Семья жила в железнодорожной будке, которая одиноко стояла недалеко от города Каргат. От крыльца будки начиналось поле и тянулось до самого горизонта. По другую сторону будки шумел бесконечный лес. С тех пор, как помню себя, рисовал. Однажды отец привез мне из Москвы подарок - красный карандаш и я не расставался с ним, пока не осталась от карандаша одна крошка».

В сороковом году погиб отец Алексея при исполнении служебных обязанностей - накануне войны семья осиротела. Осталась мать с шестью детьми. Алексей был вторым сыном. На его плечи легло гораздо больше ответственности. Пропустил он все эти годы через себя, через свое сердце, и это в нем болело всю жизнь.

После трагической гибели мужа в 1940 году Ульяна Гавриловна Жабская, мать художника, с шестью детьми переселилась в шахтерский городок Киселевск Кемеровской области, а вскоре началась война. Жили в землянке бедно и голодно. В доме совсем мало вещей, самое ценное — котелок и книга сказок Пушкина. «Серия моих картин «Дети войны. 1943 год» - это моё военное детство», - пишет художник в автобиографии. На картинах - молодая вдова и дети, одинаково хрупкие и бледные, делят военный паек, читают, рисуют, готовятся к школе. Об этом цикле кандидат искусствоведения А.М. Муратов писал, что это «главное произведение художника на военную тему, а возможно, и творчества».

В будущей профессии А. Жабский не сомневался никогда, хотя у него было много и других талантов: умение петь досталось от матери, прекрасно танцевал, а уже взрослым писал короткие рассказы о себе и своем времени. Шестнадцатилетним подростком Алексей поступает в Свердловское художественно-ремесленное училище №42. Следующей ступенью стало Свердловское художественное училище. В 1959 году сбылась главная мечта А. Жабского - по направлению Министерства культуры СССР он поступает в Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова на факультет станковой живописи (мастерская профессора Д.К. Мочальского).

Художественное наследие Алексея Жабского отличается широким жанровым разнообразием. Масштабные многофигурные композиции, пейзажи, портреты, натюрморты. Со студенческих времен в течение 23 лет А. Жабский каждое лето приезжал в Углич, создавая галерею портретов и серию городских пейзажей. Портреты угличских девочек художник писал каждое лето с середины 1970-х до начала 1980-х гг. Все работы одного размера, в одном художественном решении – оплечные, на нейтральном фоне без каких-либо изображений. Никаких задач по выявлению характерных особенностей моделей художник перед собой не ставил, что было бы странно, учитывая их возраст. Его увлекала юная красота, светящаяся сквозь детскую округлость и неопределённость черт, самоуглублённая сосредоточенность формирующейся личности. Портрет Смирновой Жанны, находящийся в Заволжской картинной галерее, по исполнению близок к флорентийской живописи: бледное лицо, гордая посадка головы, очень сложен цвет одежды  героини.

-
Жабский А. Смирнова Жанна

В залах Заволжского музея картина А. Жабского висит вместе с работами друзей-единомышленников: В.В. Щербакова, Н.П. Федосова, В.Н. Забелина. Все они вместе в В.Н. Телиным принадлежали к «московской школе», которая характеризуется сохранением и развитием традиций русской реалистической живописи. 

 «Он мог работать в разных условиях: и в тихой мастерской, и на площади. Даже с большим холстом он работал на Красной площади. И ему никто не мешал никогда», - отмечает вдова художника Людмила Жабская.
При жизни его называли "человеком не от мира сего". Он был нелюдим, не выступал публично, избегал видеокамер и объективов, даже к созданию персональной выставки относился скептически. Все это, по словам Алексея Жабского, отвлекало от его назначения - писать. Первая персональная выставка художника была организована через год после смерти художника в 2009 году, затем последовали выставки в Москве, Белгороде, Угличе.

«Божий», «светлый», «удивительный» человек, «камертон, по которому мы должны настраиваться», «великий метафизик русской жизни», -  так отзываются об Алексее Жабском коллеги. Они считают его великим мастером конца XX - начала XXI века. Недаром именно этот художник стал первым обладателем медали Союза художников имени Александра Иванова "За выдающиеся заслуги в изобразительном искусстве России" (2008 год).

Друг и коллега художника В.К. Стекольщиков писал о нем: «Высокое мастерство Алексея Жабского несомненно ставит его в ряды тех художников России, чье православное мировосприятие определяет понятие "русская живопись". Художники не умирают - они становятся частью того параллельного мира, который сами создают».

И.И. Гордеева,
научный сотрудник музея

Наверх