Главная
История библиотеки
О библиотеке
Учредительные документы
Документы
Услуги
Планы работы, отчеты
Независимая оценка
качества предоставления услуг
Оценка эффективности
    деятельности учреждения
Контрольные мероприятия
Деятельность
День за днем. Новости
PROчтение
Выставки
Успехи и достижения
Фотогалерея
Анонс
5 декабря, в четверг, в 15.00
в Заволжской городской
библиотеке состоится заседание
клуба "Провинциалка"
к 10-летию со дня открытия.
12+
Присоединяйтесь!
Вконтакте

Одноклассники
Нашим читателям
Работают выставки
Выставка работ Татьяны
Тороповой "Искусство видеть
солнечно и тонко"
Выставка Светланы Кургановой
«Хочется остановить
мгновение!»
Выставка Людмилы Смирновой
«Искусства свободная птица»
Интернет-выставки
М.М.Зощенко
Клубы по интересам
«ВСТРЕЧА»
    - духовно-просветительский
«КАРАВАЙ»
    - фольклорно-литературный
«КАРУСЕЛЬ»
    - семейного чтения
«НАВИГАТОР»
    - по правовому воспитанию
    молодежи
«РАДУГА»
    - здорового образа жизни
«НАШ САД-ОГОРОД»
    - экологического просвещения
«ПРОВИНЦИАЛКА»
    - женского общения
«СТИХИЯ» - поэтический
2019-Год театра
Администрация Заволжского горпоселения
ГБУ_ЦУНБ
Культура. Гранты России

12.08.2019, 15:58

  Печальный гений смеха

  Виртуальная книжная выставка к 125-летию со дня рождения М.М. Зощенко

«Я подумал о смехе, который был в моих книгах,
но которого не было в моем сердце». М.М. Зощенко

-

В августе исполняется 125 лет со дня рождения Михаила Михайловича Зощенко (9 августа 1894 - 22 июля 1958), классика русской литературы, писателя-сатирика, переводчика, драматурга и сценариста, талантливого мастера жанра короткого рассказа.

Судьба Зощенко уникальна. В его жизни были как грандиозный успех, любовь читателей и признание коллег, так и чудовищный по своей несправедливости разгром, поставивший крест на его писательской судьбе. Вряд ли в истории русской литературы есть другой писатель, которому бы так не повезло с критиками и с интерпретацией его произведений.
С именем Зощенко связано много как легендарного, так и неясного, противоречивого. Начиная с даты и места рождения. По каким-то причинам писатель указал в автобиографии 1895 год рождения вместо 1894, а место, где он появился на свет, вообще перенес из Петербурга на Украину, в Полтаву. Подобная путаница сопровождала его всю жизнь…

-

Итак, он родился в Санкт-Петербурге. Отец его был художником, мать – актриса. Сам писатель рассказывал, что его предки были зодчие, выходцы из Италии, приглашенные украинскими магнатами строить усадьбы. Их уважительно называли «зодчими». Крестьяне принимали это слово за фамилию или кличку. Отсюда и пошло: Зодчие – Зодченко. Постепенно неудобопроизносимое сочетание «дч» перешло на «щ». Вот и Зощенко. Шутка это или факт, осталось загадкой…(Ссылка на сайт Государственного литературного музея «XX век» (Музея-квартиры Михаила Зощенко) - http://museum-xxvek.ru/afisha/)

После окончания гимназии в 1913 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Не завершив учебы, ушел в 1915 г. добровольцем в действующую армию, чтобы, как вспоминал он впоследствии, «с достоинством умереть за свою родину». В канун Февральской революции он был уже командиром батальона, кавалером четырех боевых орденов за выдающуюся храбрость, штабс-капитаном.

В 1917 г. возвращается в Петроград, где знакомится со своей будущей женой - Верой Кербиц-Кербицкой, дочерью польского дворянина. Насыщенная культурная жизнь Петрограда затягивает Зощенко, давно испытывавшего тягу к литературному творчеству. Но мирная жизнь и литературные упражнения прервались – на этот раз революцией и Гражданской войной. Он вновь отправляется на фронт, в конце января 1919 записавшись добровольцем в Красную Армию. Участвовал в боях, но после сердечного приступа ему пришлось демобилизоваться и вернуться в Петроград.

-

Начало 20-х годов стало для писателя самым сложным периодом в жизни. Ранения и болезнь сердца давали о себе знать. Плохое самочувствие усугублялось постоянными поисками заработка. В этот период Зощенко сменил несколько специальностей, начиная от сапожника и актера, заканчивая сотрудником уголовного розыска.

  Тем не менее, его литературная жизнь в этот период «бьет ключом». Будущий писатель посещает творческие лекции, которые ведет Корней Чуковский. Современники зачитывались зощенковскими рассказами; его цитировали, превращая строки в «крылатые фразы».

К середине 1920-х годов Михаил Зощенко становится одним из самых популярных писателей. Свои рассказы он часто сам читал перед многочисленными аудиториями. Это были уморительные истории с комическим героем – обывателем с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее.

Зощенко был наделен абсолютным слухом и блестящей памятью, постоянно работал над языком рассказов. За годы, проведенные среди простых людей, он сумел проникнуть в тайну их разговорной конструкции. Сумел перенять интонацию, выражения и обороты речи, он до тонкости изучил этот язык и уже с первых шагов в литературе стал пользоваться им легко и непринужденно, будто этот язык – его собственный, кровный, впитанный с молоком матери.

-

Вот, к примеру, читаем рассказ «Аристократка»:
  «…Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
  А в своё время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и в театр водил. В театре-то всё и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всём объёме...»

 

  В 1935 г. он закончил «Голубую книгу» – цикл рассказов из пяти частей: «Деньги», «Любовь», «Коварство», «Неудачи», «Удивительные события». В книге, наряду с рассказами о современности, есть и новеллы исторического характера, которые, по замыслу писателя, должны были показать, как деньги, корыстолюбие и другие пороки, свойственные людям «старого мира», калечили человеческие души.

-

Одновременно с «Голубой книгой» Зощенко написал повести: «История одной жизни», «Черный принц», «Керенский», «Шестая повесть Белкина», «Возмездие», «Тарас Шевченко». Это была хорошая, добротная беллетристика, свидетельствующая о новых гранях таланта писателя, но большого читательского успеха они Зощенко не принесли.
  В 20-30-е годы книги Зощенко издаются и переиздаются огромными тиражами, писатель ездит с выступлениями по стране, успех его невероятен.
  На первый взгляд, творческая судьба писателя складывалась благополучно, однако на протяжении всего литературного пути он подвергался строгой и зачастую несправедливой критике.

Сразу после начала Великой Отечественной войны Зощенко идет в военкомат и подает заявление на фронт. Получает отказ: «К военной службе не годен». Тогда Зощенко поступает в группу противопожарной обороны и со своим сыном дежурит на крыше во время бомбежек. Также пишет антифашистские фельетоны для газет и на радио. Уже в сентябре 41 года Зощенко в приказном порядке эвакуируют сначала в Москву, потом в Алма-Ату. В апреле 1943 он вернулся в столицу и работал в журнале «Крокодил».

Главной книгой в своей жизни Зощенко считал автобиографическую работу «Перед восходом солнца». Он начал работу над еще в 30-е годы. Это повесть о том, как писатель пытался победить свою меланхолию и страх жизни. Все новеллы, написанные для нее, предназначены лишь для того, чтобы отыскать первопричину болезни, мучавшей автора. Работа продолжалась и во время Отечественной войны, и в эвакуации. В 1943 г. первые главы научно-художественного исследования о подсознании были напечатаны в журнале «Октябрь». Публикация вызвала большой скандал, над Зощенко «сгустились тучи».

-

Апофеозом всех перипетий стало печально известное постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после чего писателя исключают из Союза писателей и лишают продуктовой «рабочей» карточки. Повод для нападок на этот раз был и вовсе ничтожен – детский рассказ «Приключения обезьяны». Вскоре все издательства, журналы и театры расторгают заключенные ранее договоры, требуя вернуть назад выданные авансы. Ни на одну работу Зощенко не брали, так же как и его жену, тоже носившую «заклейменную» фамилию. Наступил период бедствования. Выжить помогла всенародная любовь к Михаилу Михайловичу. По утрам он открывал свой почтовый ящик и находил там конверты с деньгами от совершенно неизвестных людей.
  В июне 1953 года Зощенко вернули в Союз писателей. Бойкот ненадолго прекратился. Но после выступления в Доме писателя, где Зощенко открыто заявил о несогласии с обвинениями в свой адрес, начинается новый этап «гонений».

-

Его имя перестало упоминаться где бы то ни было. Он подает в Союз писателей заявление на пенсию, но ее дают лишь спустя почти три года. Все это не могло не сказаться на уже подорванном здоровье опального писателя. В декабре 1957 г. ему удается выпустить книгу «Избранные рассказы и повести 1923–1956». «Репортаж с петлей на шее», - так говорил Зощенко о своей работе в последние годы.

Умер Михаил Михайлович в Ленинграде 22 июля 1958 г. от острой сердечной недостаточности. Городские власти не разрешили хоронить его на Литераторских мостках Волковского кладбища, и Зощенко был похоронен в Сестрорецке. (cайт о Зощенко - http://www.zoshenko.ru)

 

Каков же он был внешне, этот великий печальный юморист?

По словам Даниила Гранина, «…узкое смугловатое лицо писателя привлекало какой-то старомодной мужской красотой… В его облике соединялись деликатность и твёрдость, скорбность и замкнутость. Передвигался он неторопливо и осторожно, точно боясь расплескать себя. Его чинность и холодок можно было принять за высокомерие, и даже вызов».

-

Наиболее лаконично и правдоподобно о Зощенко вспоминал К.И. Чуковский: «Это был один из самых красивых людей, которых я когда-либо видел…, он был элегантен даже в потертом своем пиджачке и в поношенных, заплатанных штиблетах».

Зощенко прошел большой и нелегкий путь. Но писателю удалось не только сохранить свое лицо, но и оставить яркий след в литературе. Все его произведения подтвердили высокий уровень мастерства и ярко высветили гражданское мужество человека, который остался верен себе и своему таланту даже в самых тяжелых жизненных ситуациях.

 

На виртуальной выставке мы представляем имеющиеся в фондах Заволжской городской библиотеки произведения Михаила Зощенко, а также литературу о его непростом жизненном и творческом пути.

 

-

Зощенко М.М. Собрание сочинений: в 4-х т. Примеч. Ю. Томашевского. – М.: Престиж Бук, 2012.

Четырехтомник М. Зощенко приятно взять в руки. Красивая обложка, офсетная печать. Здесь Михаил Зощенко предстает верным последователем традиций классической русской сатиры, где смех никогда не был смехом стороннего, где за внешней веселой формой всегда стояло идущее от сердечной боли гражданское содержание. При кажущейся непритязательности любого его рассказа у Зощенко всегда таилась взрывной силы остронасущная, живая проблема дня.

Из наиболее известных произведений писателя можно назвать рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни», «Спичка». Они, как и все другие, отличаются ярко выраженной сатирой, направленной против коварства, жестокости, жадности, гордости и прочих человеческих пороков.Сам Зощенко говорил: «Ведь сколько я мог заметить, все недочеты и неудачи, которые бывают в наши дни, упираются, главным образом, в недочеты человеческой натуры - в глупость, халатность, леность, эгоизм, корысть и преступность. Сатирику хватит еще работы надолго».

Прочитайте его рассказы – и вы убедитесь, насколько они актуальны и современны.
По его произведениям снято множество художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!».
А раздел «Письма к писателю» в 3-м томе открывают, на мой взгляд, нового Зощенко, глубокого, до слез искреннего и честного.

 

-

Зощенко, М.М. Рассказы. Голубая книга: книга для ученика и учителя. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 576 с. - (Школа классики)

Настоящее издание, кроме произведений М. М. Зощенко, изу­чаемых по школьной программе, содержит много дополнительных материалов: комментарии к текстам, летопись жизни и творчества писателя, высказывания критиков о нем, воспоминания современ­ников, темы сочинений, развернутые планы некоторых из них, за­дания для самостоятельной работы, а также материалы, которые в равной мере можно использовать как для проверки знаний, так и на досуге, во время тематических вечеров.

  Если говорить о «Голубой книге» Зощенко, то эту книгу рассказов сам автор называл «краткой историей человеческих отношений». Только и всего. Ну да, герои не всегда оказываются в своем времени, случается им действовать и в прошлом - далеком и не очень. Но ведь это такие специальные зощенковские герои, не обремененные излишним культурным багажом и политическим самосознанием, - им в любом времени уютно.

-

А вот писателю стало неуютно. После «Голубой книги» его фактически перестали печатать: мол, выходит за рамки «положительной сатиры на отдельные недостатки». Зато в мировой культуре признали Михаила Зощенко явлением уникальным. Незадачливые западные критики увидели в его прозе сюрреалистическую фантастику. Но мы-то с вами знаем: он описывал только то, что видел вокруг...

 

Зощенко М.М. Избранное/ Сост. и вступ. ст. Ю.В. Томашевского; Оформл. В.Я. Мирошниченко. – М.: Сов. Россия, 1988. – 432 с.: ил., 1 л. портр.

В книгу вошли рассказы разных лет, комедии, юмористические картинки «Веселые проекты» и «Счастливые идеи».
  Если вы любите рассказы Зощенко, то вам обязательно нужно их читать именно в этом издании, потому что здесь по всей книге рассыпаны рисунки 20-30 годов по произведениям Зощенко!(фото иллюстраций) Сколько в них юмора, прелести, легкости! С этими иллюстрациями Зощенко читается еще веселее! А такие названия рассказов, как «Матренища», «Китайская церемония», «Фома неверный», «Аппарат «Сукин сын», «Беспокойный старичок», «Смешная историйка», «Плащ «Собачье горе», уже вызывают улыбку – и вы в предвкушении увлекательного чтения!

-

 

В детско-юношеском отделе библиотеки есть замечательные книжки М. Зощенко, адресованные детям.

В 1937-1945 годах он писал много рассказов для детей. Неповторимый юмор его коротких, весёлых историй любят и дети, и родители. Их с удовольствием читали и читают. Среди них сборники рассказов для детей Зощенко «Лёля и Минька», «Умные животные», «Хитрые и умные» и др. У писателя получилось проникнуть в детское мироощущение и поговорить с ребёнком на понятном языке. Михаил Зощенко ценил своего маленького читателя. Он писал, что «это умный и тонкий читатель, с большим чувством юмора...».


-

Дымшиц А.Л. Избранные работы: В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1983. Т. 2. Звенья памяти: Портреты и зарисовки. 1983. – 480 с.

Критик и литературовед Александр Дымшиц в ряду многих писателей, встретившихся на его жизненном пути, с особой симпатией вспоминает Михаила Зощенко. Даже от названия главы «Человек, который не смеялся» веет какой-то необъяснимой теплотой. Он пишет: «О Михаиле Зощенко еще напишут книги… А пока – обязанность тех, кто знал его, рассказать о нем современным читателям и будущим потомкам, стремясь к возможной объективности. Наше дело – поведать факты, не скрывая своего отношения с этим фактам». Он наблюдал Михаила Михайловича в разные времена – в годы подъема и трудностей - и понял, что тот умел оставаться всегда человеком нравственно цельным: сдержанным, скромным, тактичным… Статья написана замечательным языком, не отпускает от себя до последней строчки.

 

-

Мунблит Г. рассказы о писателях. Маленькая повесть. – М.: Советский писатель, 1989. – 256 с.

Эта книга воспоминаний критика и кинодраматурга Георгия Николаевича Мунблита о писателях, с которы­ми он встречался, дружил и работал. Это увлекательные рассказы о невымышленных героях и невымышленных событиях, в которых автору довелось быть участником и свиде­телем. И все это предстает здесь в сюжетных коллизиях, отличи­тельная особенность которых в совершенной их досто­верности.
  Так, например, он описывает первую встречу с Зощенко:
«Впервые я увидел его году в тридцатом в Гагре, на пляже, жарким осенним утром. Широкая, раскаленная солнцем прибрежная полоса была сплошь покрыта весело шевелящейся пестрой толпой купальщиков… И только Зощенко выглядел совершенно не так, как должен был выглядеть знаменитый писатель-юморист тридцати пяти лет от роду, отдыхая и развлекаясь на юге.
  Он стоял, опершись на трость, в парусиновом костюме и белой фуражке, невысокий, узкоплечий, худой, с печально приподнятыми бровями на темном иконописном лице, и разговаривал с дикарски раскрашенной блондинкой в купальном халатике, картинно полулежащей у его ног на горячих гагринских камушках.

Девица…, польщенная вниманием своего собеседника, невпопад похохатывала в ответ на каждую его фразу, он же был задумчив и невозмутимо серьезен. Помню, как удивила меня церемонная почтительность, с какой он слушал щебетание своей дамы, ни единым движением не выдавая своего истинного к ней отношения.
  Позднее, уже познакомившись с ним, я понял, что в то утро, на пляже, он и не думал кривить душой. Оказалось, что он относится серьезно и уважительно ко всем без исключения людям, с которыми его сводит судьба, даже и в тех случаях, когда не испытывает к ним решительно никакой симпатии.
Вот и верь после этого первому впечатлению, если, руководствуясь им, я готов был заподозрить в неискренности одного из самых чистосердечных, простодушных и правдивых людей на земле...». Воспоминания читаются на едином дыхании.

 

-

Перечитывая заново: Литературно-критические статьи/ Сост. В. Лаврова. – Л.: Худож. лит., 1989. – 376 с.

В этом скромно оформленном сборнике обратите внимание на статью «Мимолетное явление» блестящего публициста Даниила Гранина. Он пишет о встрече с Михаилом Зощенко в то время, когда с тем почти не общались, словно чувствовали вину перед ним. У каждого имелись свои опасения. Гранин пишет: «Может, из-за этой виноватости я продолжал разыскивать стенограмму одного выступления Зощенко, и вот, спустя много лет, раздобыв ее, могу написать о том собрании в 1954 году…» А стенограмму того выступления сохранила на свой страх и риск неизвестная никому стенографистка. «Она лучше многих из нас поняла, - говорит Д. Гранин, - что Зощенко не мимолетное явление, что речь его не должна пропасть, сняла себе копию, сохраняя ее все эти годы…» Воспоминания Даниила Гранина о Зощенко я бы назвала одними из самых совестливых и сердечных.

 

-

Старков А.Н. Михаил Зощенко: Судьба художника. – М.: Советский писатель, 1990. - 256 с.

Автор исследования творчества Зощенко задумывается над тем, в чем же заключалось неповторимое своеобразие писателя? Чем дорог художник не только коллегам-современникам, но и нынешним читателям? Что помешало ему в полной мере раскрыть свой талант? А.Н. Старков использует в книге малоизвестные материалы, дает представление о нелегком жизненном и творческом пути талантливейшего писателя, чье творчество, говоря словами М. Горького, до сих пор не утратило своей «социальной педагогики». В приведенных диалогах и переписках Зощенко предстает трогательным, ранимым, благодарным. Особенно проникновенны страницы, где А. Старков пишет о последних годах жизни М. Зощенко и о трагических минутах прощания с ним.

 

-

Чудакова М.О. Избранные работы, том 1. Литература советского прошлого. – М.: Языки русской литературы, 2001. – 472 с.

Мариэтта Чудакова, известный советский литературовед, доктор филологических наук, в разделе «Поэтика Михаила Зощенко» рассказывает о творчестве юмориста и сатирика. Автор показывает, как была выработана писателем манера письма, раскрывает связи прозы Зощенко с произведениями Пушкина, Гоголя, Достоевского и с работой советских писателей: Маяковского, Леонова, Вс. Иванова и др. Книга знакомит читателя с неизвестными архивными материалами: письмами писателя, его литературным наследием. Интересны и увлекательны зарисовки встреч автора с женой Зощенко Верой Владимировной на даче в Сестрорецке, с сестрой писателя Верой Михайловной, ставшими прототипами многих рассказов. Замечательно то, что за литературоведческими исследованиями не потерялась личность Зощенко, и он предстает в книге М. Чудаковой и как многогранный человек, и как талантливый рассказчик, и как патриот своей страны…

 

Цитаты из произведений М. Зощенко.

* Счастье бывает не тогда, когда у вас все есть, а когда чего-нибудь нет, и вы хотите этого и достигаете – вот счастье. Достигнув же, вы часто бываете несчастны, ибо в жизни вашей одним желанием уже меньше.

* Вы говорите – искусство? Знаем! Играли.

* Что за шум, а драки нет?

* Маловысокохудожественные стихи

* Жизнь слишком скоротечна, чтобы устраиваться в ней так основательно, так всерьез.

* А желающие – не хотят!

* Любовь, как это ни удивительно, связана прежде всего с крупнейшими неприятностями.

* Смысл жизни не в том, чтобы удовлетворять желания, а в том, чтобы их иметь.

* Вообще говоря, неизвестно, сколько человеку всего нужно. Наверное, больше того, чем сколько ему нужно, и не менее того, чем сколько он хочет. 

Н.В. Петриченко,
зав. отделом Заволжской городской библиотеки